А у нас на предприятии бизнес-процессов нет и никогда не было!

Вот такое заключение довелось услышать от коммерческого директора одного из не самых маленьких украинских предприятий. Прочими аргументами были неразвитость компании, бардак в других подразделениях (но только не в коммерческом, а как же иначе), сложности с подбором толкового персонала и т.п., так что никакие современные методики, вроде реинжиниринга и оптимизации бизнес-процессов просто не применимы, ибо применять не к чему.

Как и в любой другой деятельности, так и в бизнесе, если один способ поведения, решения проблем оказался эффективен, он, несомненно, будет и в дальнейшем использоваться раз за разом, пока обстоятельства не изменятся коренным образом и старый подход уже будет не применим. Такой механизм заложен в природе человеческого мышления, и он в определенном смысле эффективен (например, собираясь утром к выходу на работу, мы же не задумываемся каким способом и в какой последовательности мы одеваемся, и каждый день все эти процедуры проходят на автомате - по одной и той же схеме. Хотя, даже исключив заведомо неприемлемые варианты, множество допустимых все же будет достаточно велико чтобы потратить массу времени на их рассмотрение и конечный выбор, и так каждый день! Но мы не задумываемся и не выбираем, и в этом достоинство такого механизма мышления). Повторение одного и того же набора действий в итоге рождает процессы, или бизнес-процессы в компаниях. Поэтому большинство повторяющихся взаимосвязанных видов действий в бизнесе отвечают качествам процессов и формируют определенную систему бизнес-процессов, по идее – нацеленную на достижение его целей.

Заключение менеджера, вынесенное в заголовок записи, ярко описывает проблему скорее не “отсутствия” бизнес-процессов (хотя сама постановка вопроса вызывает широкую улыбку), а отсутствия целенаправленной системы управления ими. В традициях функционального подхода в управлении (исторически более распространённого в украинском бизнесе), об управлении бизнес-процессами не приходится говорить. Хотя фактически, пусть и частично, но оно осуществляется. Единственно процессы выглядят усеченными, ограниченными рамками выполняемых функций. Поэтому, если процесс (или подпроцесс) включен в выполняемую функцию, он функционирует эффективно, если же процесс выходит за рамки функции – для его координации уже требуются дополнительные усилия руководителей подразделений, осуществляющих нескольких смежных функций (как, например, процессы стратегического или долгосрочного планирования). Для таких процессов, находящихся в межфункциональных зонах, на практике, чаще всего возникают проблемы с эффективностью их функционирования (так как за отдельные части процесса ответственные четко определены, а за процесс в целом их несколько – и еще попробуй определи кто из них крайний). Поэтому возникает необходимость в системе целенаправленного управления бизнес-процессами.

Масштаб формализации бизнес-процессов, выделение их границ наряду с балансом в управлении функциями и процессами нельзя задать определенным эталоном или набором правил, даже для сходных предприятий одной отрасли они могут быть разными в зависимости от выбранной бизнес-модели.

Похожие записи:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...